К 100 летию со дня образования органов государственной безопасности России

После смерти Сталина в 1953 году Никита Хрущёв сместил Л. Берию, начался процесс реабилитации незаконно осужденных. 13 марта 1954 года создан Комитет государственной безопасности (КГБ) путём выделения из МГБ управлений, служб и отделов, имевших отношение к вопросам обеспечения госбезопасности. По сравнению с предшественниками, новый орган имел более низкий статус: был не министерством в составе правительства, а комитетом при правительстве. В зону ответственности нового органа входили: внешняя разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС и правительства, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием, преступностью и антисоветской деятельностью. В 1960-1970-е годы КГБ вел так же борьбу с инакомыслием и диссидентским движением. Действия ведомства стали более утончёнными и продуманными.

С 1954 по 1958 год руководство КГБ осуществлял И. А. Серов.
С 1958 по 1961 год — А. Н. Шелепин.
С 1961 по 1967 год — В. Е. Семичастный.
С 1967 по 1982 год — Ю. В. Андропов.
С мая по декабрь 1982 года — В. В. Федорчук.
С 1982 по 1988 год — В. М. Чебриков.
С 1988 по август 1991 года — В. А. Крючков.
С августа по ноябрь 1991 года — В. В. Бакатин.

3 декабря 1991 года президент СССР Михаил Горбачёвподписал закон «О реорганизации органов государственной безопасности». На основании документа КГБ СССР был упразднён и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время — Служба внешней разведки РФ).
После упразднения КГБ процесс создания новых органов госбезопасности занял порядка трёх лет. В течение этого времени отделы расформированного комитета переходили из одного ведомства в другое.
8 июля 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации был принят закон «О федеральных органах государственной безопасности», который определил назначение и задачи федеральных органов госбезопасности, правовую основу, принципы их организации и деятельности; их систему; обязанности и права, силы и средства; контроль и надзор за деятельностью федеральных органов госбезопасности. В соответствии с этим законом систему федеральных органов государственной безопасности составляли: Министерство безопасности Российской Федерации; органы госбезопасности в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге; органы госбезопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях (военная контрразведка); органы пограничной охраны.
21 декабря 1993 года Борис Ельцин подписал указ о создании Федеральной службы контрразведки РФ (ФСК). Директором нового органа с декабря 1993 года по март 1994 года был Николай Голушко, а с марта 1994 по июнь 1995 года этот пост занимал Сергей Степашин.ФСК задумывалась как «чистая спецслужба», т.е. призванная лишь наблюдать и информировать руководство страны об угрозах опасности. В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 января 1994 года ФСК России являлась центральным органом государственной власти, осуществляющим руководство деятельностью подведомственных ей органов контрразведки, предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, учебных заведений, а также ведущим работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций, противоправных посягательств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность и обороноспособность России.
ФСК России возглавляла единую систему органов контрразведки страны, в которую входили: органы контрразведки в субъектах Российской Федерации; органы военной контрразведки в Вооруженных Силах Российской Федерации, ее пограничных войсках, внутренних войсках МВД Российской Федерации и иных войсках и воинских формированиях России. ФСК России, как и «чистая» спецслужба, не прижилась в России. Очень скоро обстановка внесла коррективы и заставила вернуться к традиционному для нашего государства симбиозу спецслужбы и правоохранительного органа. Но уже в начале 1995 года ФСК Российской Федерации была реорганизована в Федеральную службу безопасности России: 3 апреля 1995 годаБорис Ельцин подписал Закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», наосновании которого ФСБ стало правопреемником ФСК.
В настоящее время ФСБ сотрудничает со 142 спецслужбами, правоохранительными органами и пограничными структурами 86 государств. В 45 странах функционируют аппараты официальных представителей органов Службы.Деятельность органов ФСБ осуществляется последующим основным направлениям:контрразведывательная деятельность;борьба с терроризмом;защита конституционного строя;борьба с особо опасными формами преступности;разведывательная деятельность;пограничная деятельность;обеспечение информационной безопасности; борьба с коррупцией. ФСБ возглавляли:

в 1995–1996 году М. И. Барсуков
в 1996–1998 году Н. Д. Ковалёв
в 1998–1999 году В. В. Путин
в 1999–2008 году Н. П. Патрушев
с мая 2008года — А. В. Бортников.

Таким образом, возникновение государства предопределило необходимость возникновения специальных органов обеспечения безопасности. Не четкой структуры и определенного круга задач, прав и обязанностей, органы обеспечения безопасности прошли долгий путь становления: от отдельных агентов князя до министерств с многочисленными инфраструктурами. Разнообразные формы организации этих органов на различных этапах развития преследовали одну цель - обеспечить безопасность государства. На данный момент существование органов обеспечения безопасности обусловлено необходимостью обеспечения защищенности личности, общества и государства.
Демидова Елена Игоревна, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, философии, политологии и социологии Саратовского социально-экономического института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Страница: « назад 1 2